Крупные web-проекты: особенности и риски. Часть 2.
<<< Крупные web-проекты: особенности и риски. Часть 1.
Что Заказчик должен знать и чётко понимать при разработке крупного web-проекта?
В идеале Заказчик и разработчики являются равноправными участниками процесса разработки web-проекта. Какие вопросы чаще всего задают себе Заказчики, решившие запустить необычный крупный web-проект?
— Цели и задачи web-проекта.
Первоочередной задачей является понимание того, зачем Заказчику данный web-проект.
Прирост прибыли? Слава и признание? Поддержка уже существующего проекта? Освоение новых рынков?
Каким образом будет проверяться достижение результатов по этим целям? Каковы сроки? Да, разумеется, любому разработчику ясно, что «вчера» — но каковы реальные сроки?
На все вышеперечисленные вопросы стоит дать максимально подробные и соответствующие действительности ответы. Если вместо чётко поставленных целей и задач звучат лишь маркетинговые призывы – то это плохой признак как для разработчика, так и для самого Заказчика.
— Приоритеты и рамки.
Заказчики часто мыслят следующим образом: раз web-проект у нас крупный и необычный, то пусть он выполняет сразу все функции.
На самом же деле очень важно определить и чётко зафиксировать рамки, пределы функциональности и направленности web-проекта.
Заказчику, равно как и разработчикам, стоит помнить о том, что шансы на эффективный запуск web-проекта уменьшаются с каждым просроченным днём. Более верным будет нацелиться на запуск меньшего числа функций, но быстрее и качественнее, а оставшиеся дорабатывать и запускать уже после запуска самого web-проекта.
Расстановка приоритетов позволяет как Заказчику, так и разработчикам понимать, что является самым важным в проекте, с чего стоит начинать, а что вторично и может быть проработано позднее.
Любой квалифицированный менеджер проекта старается сначала сделать самое сложное, и сразу же запустить этот компонент в работу, таким образом протестировав его на реальных клиентах.
— Нагрузка, возлагаемая на специалистов Заказчика.
Зачастую Заказчик даже не подозревает о том, как много работать на благо web-проекта придётся его компании. На самом же деле при разработке крупного web-проекта нагрузка, возложенная на специалистов Заказчика, оказывается очень значительной.
Случается так, что крупные web-проекты сворачиваются или же сроки их разработки существенно изменяются потому, что менеджеры Заказчика не был готовы, не могли или не хотели уделять web-проекту достаточное количество времени и квалифицированно выполнять свою часть работы над ним — обдумывать и подготавливать информацию, принимать решения и анализировать варианты.
Часто от Заказчика требуются не только менеджеры и операторы для ввода данных на сайт, но и системные администраторы, маркетологи и копирайтеры.
Неточности в понимании разделения обязанностей («Как же, я думал, что и этим Вы занимаетесь!?») — значительный риск.
Дальновидные Заказчики, вне зависимости от того, вызывают ли у него доверие разработчики, обязательно спросит: «Чем и в какие сроки должны будем заниматься мы?». Осторожный — ещё и пропишет это в договоре.
— Кто займётся разработкой web-проекта, и каким образом она будет осуществляться?
Какого разработчика выбрать для web-проекта? Создавать свою команду или обращаться к сторонним компаниям? Выбирать местную или зарубежную/иногороднюю команду? Работать на коробочной платформе, гибких фреймворках или чистом коде, где «всё своё»?
Полный разбор этого вопроса не уместится и в десяток подобных статей, поэтому остановимся лишь на главном.
Своя команда будет прекрасным решением в том случае, если она у Вас уже есть: слаженная, высококвалифицированная, структурированная и легко управляемая.
Команда не может состоять из одного человека, выполняющего все функции. А попытка собрать хорошую команду «с улицы» и сразу же поручить ей разработку крупного web-проекта чаще всего обречена на провал.
Территориальная близость к разработчику приятна тем, что позволяет лично пообщаться, а при необходимости и поработать с ним в одном помещении. Этот факт существенно упрощает взаимодействие, особенно на этапе проработки задач и этапов запуска проекта.
— Как быть уверенным в том, что всё получится?
Исходя из статистических данных журнала «Intelligent Enterprise», лишь 16% крупных web-проектов укладываются в сроки и бюджет разработки. И это именно те проекты, на проработку, составление брифов, технического задания и прототипов которых и Заказчик, и разработчики потратили достаточное количество времени и сил.
Итого – успешными оказываются те крупные web-проекты, в которых обе стороны заинтересованы в конечном результате.
Крупные web-проекты: особенности и риски. Часть 3. >>>