Крупные web-проекты: особенности и риски. Часть 5.
<<< Крупные web-проекты: особенности и риски. Часть 4.
Оценка и планирование крупного web-проекта
Мы уже упоминали ситуацию, когда одному и тому же крупному web-проекту вполне квалифицированные разработчики по техническому заданию давали разную оценку по стоимости и срокам его разработки.
Причина очень проста, если судить по первому впечатлению: разработчики – жадные глупцы, у них недостаточно опыта и вообще они ошибаются. На деле всё много сложнее.
Точность оценки крупного web-проекта по техническому заданию, особенно краткому, очень низка даже при наличии опыта и соответствующих знаний. А при условии, что бумажного внятно составленного документа с задачами и ограничениями вообще нет, стоимость можно спокойно брать, что называется, «с потолка»: разработчик всё равно ошибётся.
В начале работы над web-проектом никто доподлинно не знает его точной стоимости и сроков запуска. Даже научно и статистически обоснованные методики не могут учесть все факторы, играющую свою роль в формировании сумм и сроков.
Что реально можно сделать для того, чтобы проект получился (главный интерес Заказчика), принёс прибыль (главный интерес Разработчика), а сроки разработки уложились в отведённые для него рамки (желание обеих сторон):
1. Грубая оценка с запасом, а затем детализация плана web-проекта.
Разработчик может пойти следующим путём – сделать грубейшую оценку, добавить к ней достаточное НЗ по срокам и суммам (на все риски сразу), а потом уже проработать детальный план.
2. Сначала разработать техническое задание, затем оценить web-проект.
Разработчик может предложить Заказчику заключить отдельный договор на проработку детального технического задания. Стоимость проработки составляет 10-25% от стоимости самой разработки web-проекта.
3. Разработка крупного web-проекта небольшими порциями.
Этот подход набирает всё большую популярность. Разработка крупного web-проекта ведётся небольшими этапами сроком от двух недель до трёх месяцев. Заказчик оплачивает каждый этап отдельно, этап запускается и, соответственно, расширяет возможности web-проекта в целом. Такой подход хорош тем, что у Заказчика быстро появляется продукт, которым он может пользоваться. Главным минусом является то, что неясно – какое количество этапов потребуется, и какова будет итоговая стоимость разработки.
Договор на разработку web-проекта и правила игры
Парадокс заключается в том, что разработчики зачастую используют стандартный договор ни о чём. В подобном договоре не фиксируются сроки, обязательства сторон, разделение ответственности между Заказчиком и разработчиком, форма представления материалов и тому подобное. Исходя из недавно опубликованных исследований рынка web-технологий, 30% сайтов разрабатываются вообще без договора. И если при разработке сайтов-визиток это можно простить, то web-проекты на тысячи человеко-часов создавать при наличии лишь слабого договора просто нельзя.
Итак, каким должен быть договор на разработку крупного web-проекта:
— Он может быть простым или сложным, гибким или формальным, но, в любом случае, в нём должна быть чётко прописана реальная схема работы обеих сторон.
— Договор должен быть составлен таким образом, что если представитель Заказчика или менеджер разработчика будут заменены на других людей, web-проект всё равно сможет быть выполнен. Все существенные аспекты договоренностей должны быть задокументированы.
— Хорошие вещи (в том числе и web-проекты) создаются не по договору. Хорошие вещи создаются лишь при наличии человеческих отношениях. Договор выступает лишь страховкой для обеих сторон на случай возникновения проблем.
Крупные web-проекты: особенности и риски. Часть 6. >>>