Из чего состоит ТЗ? Структура технического задания
О важности технического задания мы уже говорили и сошлись на том, что плодотворное сотрудничество заказчика и исполнителя невозможно без понятного обеим сторонам ТЗ. Теперь нужно обозначить, что представляет собой понятное техническое задание, основные требования, предъявляющиеся к нему, и структура документа.
Сначала немного о требованиях
Наш опыт сотрудничества с разными заказчиками дал возможность понять, что хорошее ТЗ отвечает таким критериям:
- оно составлено на понятном русском языке, в деловом стиле. Это значит, что жаргонные выражения опускаются, а непонятные аббревиатуры и иностранные термины расшифровываются;
- пространные формулировки отсутствуют. Выражения типа «должны быть использованы все возможные варианты», «после того как это будет сделано», «карта сайта создается компьютером» и другие подобные, не поддающиеся однозначной оценке, недопустимы;
- все, что можно, должно быть детализировано. Количество рубрик, размеры слайда, информационных блоков, количество клеток в таблице и т.п.;
- все пункты ТЗ описываются максимально подробно. Это уменьшит вариативность решения задачи, позволит заказчику понять, что будет представлять собой процесс работы над его сайтом;
- время выполнения работ должно быть четко обозначено. Если это возможно, создается поэтапный график выполнения заказа. Это дисциплинирует исполнителя и внушает доверие заказчику.
А теперь о структуре ТЗ
Структуру технического задания можно представить в таком виде:
- Общие сведения
- Эксплуатационные характеристики
- Функциональные характеристики
- Термины и определения
- Структура сайта, описание его страниц
- Требования безопасности
- Требования к хостингу
- Контент
- Передача сайта заказчику
1. Общие сведения. Здесь заказчик и исполнитель «представляются» друг другу. Также приводится перечень документов (если они есть), на основании которых создается сайт, описывается общее назначение будущего сайта.
2. Эксплуатационные характеристики. В этом разделе говорится о том, что получит заказчик, используя сайт. Это могут быть продажа товаров и услуг, визитная карточка предприятия, развлекательный или новостной портал, блог, целью которых является привлечение посетителей, заработок на рекламе и т.д.
3. Функциональные характеристики. Здесь описываются технические средства, необходимые для того, чтобы эксплуатационное назначение сайта было реализовано. Можно перечислить страницы, которые будут на сайте – главная, страницы с фотографиями товаров, с информацией об оплате и доставке, с контактами и т.п.
4. Термины и определения. Пункт необходим для того, чтобы заказчик и исполнитель точно понимали, о чем говорят. Здесь расшифровываются непонятные термины, аббревиатуры. Углубляться не нужно – ТЗ не должно превратиться в сочинение в трех томах, поэтому понятные всем термины объяснять не нужно.
5. Структура сайта и описание его страниц. Один из наиболее важных разделов ТЗ. Здесь подробно, насколько это возможно, описываются структура, навигация, страницы ресурса (что и как будет на них расположено).
6. Требования безопасности. Большинство сайтов сегодня создается с целью его монетизации, что предполагает привлечение посетителей и, соответственно, создание высокой нагрузки. Поэтому крайне важно обсудить этот вопрос и своевременно принять меры по безопасности.
7. Хостинг. Вопрос не менее важный, чем безопасность и структура сайта. Хостер, с которым планирует сотрудничать заказчик, должен быть заранее известен исполнителю. Это связано и с разными языками программирования, и с услугами, которые предоставляют хостеры, и которые могут быть важны для заказчика.
8. Контент. Заказчик может попросить, чтобы сразу после разработки на сайт были залиты первые статьи, картинки, фото товаров и т.д.
9. Передача сайта заказчику. Многие забывают об этом, а ведь очень важно четко обозначить объективные показатели сайта, с которыми он считается законченным и может быть принят заказчиком.
Выше приведен примерный план ТЗ, ведь оно все равно разрабатывается в индивидуальном порядке. Указанные нами пункты важны, и о них лучше не забывать.